nai2008 (nai2008) wrote,
nai2008
nai2008

Categories:

Некоторая цифирь, снабжение вермахта

Наблюдаю во френд-ленте оживлённую дискуссию по теме расхода боеприпасов вермахтом и его оппонентами (Выходит, что тратили снаряды и бомбы щедрее, чем РККА - вплоть до наступления опы с военным производством - что какбы многое объясняет).
Добавлю свои пять копеек. Есть такая, настаиваю что замечательная вещь, мануал по германской армии от марта 1945го. Составлено по донесениям союзной разведки, и, кмк, слишком детальное и педантичное, чтобы оказаться фейком.
6ая глава (стр 284-310) посвящены как раз снабжению. Переводить всё надо бы, но, пожалуй, руки дойдут нескоро. Койкакая цифирь.

- в Берлине имелось стабильно около 1000 повреждённых машин, силами 3 ремонтных парков восстанавливается до 30 в день. Парки поменьше "имеют как правило до 100 машин и восстанавливают меньше 10 каждодневно. Учитывая, что машины повреждены тяжело и часто могут быть разве что разобраны на запчасти, ремонтники работают более эффективно, чем это может показаться".
- Склады продовольствия трёх уровней. Высший - их полагали около 40 штук на рейх - содержит месячный паёк на 300 тысяч человек, около 10 000 тонн и "обязательно имеет доступ к ж/д сети". Следущий уровень оценивали в 3000 тонн на склад, и низший - в несколько сот тонн. Это 1) именно что центральные склады, не войсковые, и 2) "средняя температура по больнице". Войска получают рационы из небольших складов около ста тонн каждый, где, кроме продовольствия, хранятся также небольшие запасы обмундирования и некоторго оборудования. Эти склады могут бытьсравнительно быстро переброшены с места на место.
- склады высшего уровня должны постоянно обеспечивать запасы армий на уровне 10 дневного резерва, и иметь наготове расчёты необходимого продовольствия на 4 недели вперёд.
- взвод полевой мясобойни в день намясобоит 40 коров, 80 свиней или 240 овец, 40, 24 или 19 тысяч мясных рационов соответственно. Полевая пекарня "в зависимости от условий и времени года", выпекает 15-19,2 тысячи хлебных пайков ежедневно.
- Боеприпасы. Армия на центральном складе имет 3-6 тысяч тонн, откуда груз развозятся на корпусные и дивизионные склады/пункты выдачи, "размещённые вне радиуса действия союзной артиллерии и по возможности на танконедоступной местности". Стреляные гильзы, упаковка и т.п. - возвращалось на склады для дальнейшего использования, причём "это считается таким же важным вопросом, как и собственно снабжение боеприпасами".
Самое сочное, имхо. Расчёт ж/д поставок:
- стандартный поезд - 450 метрических тонн (и "примерно 500 коротких тонн" - что бы это ни было) при стандартной колее. Впрочем, эта рекомендация из мануалов, мол, соблюдается постольку-поскольку, и разведка неоднократно засекала "необычно длинные составы" о двух паровозах каждый, спереди и сзади. "В большинстве случаев всё необходимое грузится на один состав" (т.е., не обязательно сортируется "боеприпасы/продовольствие/фураж/ГСМ").
Специализированные составы:
- Поезд с продовольствием. Примерно 40 вагонов перевозят: либо по 300 000 "полных"
и "половинных" НЗ рационов, 442 метрических тонн, либо 180 000 пайков на людей и 40 000 дач фуража, 454 м.т., либо рационы без хлебной порции, но с всем необходимым для выпечки - 300 000 пайков, 450 м.т., либо муки на 833 000 хлебных пайков, 450 м.т., либо т.н. "овсяный поезд", 90 000 дач фуража, 450 м.т., либо скот: 360 голов к.р.скота (180 м.т), 1200 свиней (120) или 1800 овец (72).
- Боеприпасы. Обычно 30 вагонов. 3 системы - отрядная (поезд грузят боеприпасами в пропорции к артиллерии соеднинения - видимо, и расходу выстрелов), и по калибру, либо каждый вагон это 16 м.т. какого-то боеприпаса, либо даже и весь состав загружен к/л калибром.
- ГСМ. Поезда двух видов: 20 цистен, 340-440 кубических метров (до 116 200 галлонов) горючего, или 25 вагонов с горючкой в 200- и 20-литровых канистрах (400 кубов), и пять вагонов со смазкой разных видов, парафином, и зимой с антифризом, в цистернах и бочках.
- Лошади. До 55 вагонов, 440 верховых или лёгких тягловых, 330 тягловых, или 220 тяжеловозов - лошадей на состав.
- Поезд с инженерным и сигнальным снаряжением, в среднем 40 вагонов (почти все - открытые платформы), грузоподъёмность до 820 м.т.
- Танки. По данным разведки поезд может перевозить от 25 средних до 8 тяжёлых танков. Некое абстрактно среднее число (это мануал, напомню) платформ - 33 на состав.
- Смешанные грузы.От 25 до 60 вагонов, до 830 м.т.
Автоперевозки:
- мотоколонны. "Как правило, используются на хороших дорогах". Проходят до 125 миль (200 км) в день, бывают малые, большие и оч.большие, на 30, 60 и 120 м.т. соответственно. Горные дивизии могуть иметь специальные 10титонные колонны.
- топливные колонны. Большая минимум 50 кубов, малая 25 кубов.
Просто перевозки.
- Повозками. 17 или 30 м.т., в горных дивизиях 15. "Согласно германским инструкциям, здоровые и ухоженные животные пройдут 12-15 миль в день, и до 20 при благоприятных условиях и с днём отдыха после того (19,2, 24 и 36 км соотвественно, быки меньше, но не указано, насколько)". Отмечается, что вермахт всё более переходит на конскую тягу.
- Вьючные колонны. Обычно в 40 мулов или лошадей, используются горными частями. Могут нести до 5 тонн, но скорость и дневной марш сильно зависят. В целом идут медленнее пехоты.
- Носильщики. "Роты и батальоны носильщиков(?) применяются там, где даже вьчных животных применять нецелесообразно". Один человек несёт от 45 до 75 фунтов (20-34 кг).
- Пути снабжения. Где только возможно, самостоятельные соединения (обычно дивизии) получают собственную дорогу. Она используется как для снабжения, так и для передвижения войск. Её сохранению в рабочем порядке уделяется большое внимание. Дорога оснащается цепью заправок.
"Сферическая модель лошади в вакууме". Средняя потребность войск.
- пехотная дивизия требует от 80 (бездействие) до 1100 (тяжёлые бои)тонн в сутки. Танковая - 30 и 700 соответственно.
На человека в сутки в среднем следует иметь:
- 5-10 фунтов припасов при бездействующей части/спокойном фронте
- 15-20 - вспомогательные операции, "mopping up".
- 20-25 - оборонительные бои ("но не против крупного Союзного наступления").
- 25-50 (! 20 с лишним кило на каждого) - тяжёлые оборонительные бои, наступательные бои.

- Паёк человека, в зависимости от категории 1,7-1,5 кило, без спиртного и сигарет. НЗ полный - 650 гр. нетто, 825 в упаковке, "половинный" - 450 и 535 соответственно.
Фуража лошади - почти 17 кило тяжёловозу, примерно поровну овёс, сено и солома, включая полтора кило постелить в стоило, прочим категориям соответсвенно меньше, но вообще по условиям и нагрузке. Интересно, что лошадиный НЗ только из чего-то одного - либо овёс, либо сено, либо солома.

ГСМ "при нормальных условиях" соединение имеет 3 "единицы", т.е., запас на 300 км, на армиейских складах, кроме того, моторизованные при себе имеют 4 единицы, разведовательные части 6,5 и все остальные - 5.

Соединение имеет при себе минимум 2 боекомплекта к каждому оружию + ещё один на армейских складах. Это, если верить прилагаемой таблице, 900 выстрелов к 75 и 88мм пушкам, и 475 к полевым гаубицам.

Вопросы транспортировки.
- Ж/д двойная колея при нормальных условиях способна пропустить до 30 эшелонов в обоих направлениях в день, одиночная - до 10. Практически вижу нехорошую улыбку автора, добавившего скромное "Урон от авиаударов способен существенно изменить эти цифры".
- Т.н. пехотный поезд перевезёт 350 человек, 10 лёгких и 10 тяжёлых машин и 70 лошадей, со всем положенным в/у цирку имуществом и снаряжением. Если последнего минимум - до 800 человек. "Реплэйсмент", поезд для пополнения, везёт до 2000 человек. Оба в 50-60 вагонов и "в наст.время используются реже".
- Поезд может пройти до 150-200 миль в сутки, 60 если по зоне боевых действий.
- Погрузка поезда, в зависимости от условий, от 2 до 12 часов, разгрузка вдвое быстрее. "В настоящее время дивизии нужно 35-40 эшелонов, вдвое больше танковой" - тут, полагаю, союзная разведка лишку дала, и прилично.
Скорость марша, по дороге:
Пехотная дивизия - 3 миль/час днём, 3 ночью.
Моторизованная - 16 и 10
Танковая - 12 и 7.
Марш суточный:
Пехотная двизия - до 20 миль в день, 10 при плохих погодных и/или дорожных условиях,
Моторизованная - 90-150, танковая 60-90 миль в день.
Места на дороге:
Пехотный полк (по трое) - примерно 5700 метров, батальон около 2850. Артполк - 6750, инженерный батальон 2350, дивизионный обоз (так я расшифровал Div.Serv.) 3800, штаб - 1400. Вся дивизия на марше -почти 25 миль, или 40 км.
танковый полк - 19500 (!) метров, артполк ТД - 13200, обоз 11 км., Всего дивизия 59 миль, или 95 км. Тяжела ты, доля военной полиции...

Морские перевозки.
- В среднем 200 морских миль в день, хотя быстрые корабли могут идти "много быстрее" (Кэп, какая встреча!)
- Скорость погрузки. Сильно зависит, но в целом:
100 человек - 8 минут,
100 лошадей - час если вести по сходням, и 6, если грузить краном,
100 лёгких машин - 6 часов, только краном.
Груза достаточно, чтобы загрузить судно на 2000 гросс-тонн - 16 часов.
На пехотную дивизию всего - 50-70 тысяч г.т., по 5-6 на человека.

Надеюсь, комунть пригодится.


В целом, снабжение германских войск союзники оценивают высоко. Инструкции, мол, составлены грамотно, офицеры не связаны излишними формальностями и имеют, по сути, одну задачу - обеспечить свои войска, любыми доступными средствами. Далее отмечается, что немцы, "полностью осознавая все минусы и сложности данного метода", всё же нацелены на максимальное выжимание ресурсов с района расположения войск (включая трофеи). Ожидается, что со складов поставляется лишь то, что никаким иным способом раздобыть нельзя.
Краткое имхо
1. "Без поездов наладить снабжение войск в долгосрочной перспективе невозможно". Приписывают кому-то в гитлеровской ставке, кто-то был прав, хотя оговорку выкидывать из уравнения не стоит.
2. Потери танков проще залечивать, если часть отведена в тыл. Скажем, бригаде нужно 30 тяжёлых танков. 4-5 эшелонов. Которым надо ещё доехать. Которые забьют собой половину идеальной пропуской мощности одноколейки. И это кроме и поверх прочих поездов со снабжением.
3. Материальшлахт такой материальшлахт. Грузы фронт потребляет настолько активно, что невозможно избавиться от циничной мысли - когда состав разбит, к примеру, с воздуха, самая ощутимая потеря это время на разбор путей, затем сам паровоз и вагоны, и лишь затем - сам груз.

Удачи,
Tags: военная история, история
Subscribe

  • Поставки левака и халтуры как ирония истории

    Если верить Хеффу, в конце XIX века Европу буквально заполонили хитрые китайские покупатели и их посредники. Империя модернизировала армию, и…

  • О свободных выборах

    В 1172 Генрих Второй писал по поводу выборов епископа Виндзорского "повелеваю провести избрание честно, но запрещаю избирать иного епископа, кроме…

  • Интересное двоемыслие

    Обратил внимание, что Трампа за решительность и честность ("пацан сказал - пацан сделал") много и горячо хвалят авторы, которые, судя по прежним…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 10 comments

  • Поставки левака и халтуры как ирония истории

    Если верить Хеффу, в конце XIX века Европу буквально заполонили хитрые китайские покупатели и их посредники. Империя модернизировала армию, и…

  • О свободных выборах

    В 1172 Генрих Второй писал по поводу выборов епископа Виндзорского "повелеваю провести избрание честно, но запрещаю избирать иного епископа, кроме…

  • Интересное двоемыслие

    Обратил внимание, что Трампа за решительность и честность ("пацан сказал - пацан сделал") много и горячо хвалят авторы, которые, судя по прежним…