nai2008 (nai2008) wrote,
nai2008
nai2008

Categories:

Стратегическая игровая карта-7, или некоторые типовые армилисты.

Начало здесь, продолжение: части вторая, третья, четвёртая, пятая и шестая. Что касается государств и их армилистов, эта часть, наверное, последняя.


Различные империи обычно любимы игроками, из-за своего стиля, размаха задач — или как минимум из бескорыстной любви к имперского уровня ресурсам. При этом «империя» понимается весьма широко... ну, так оно и в реальном мире не всегда однозначно. Рассмотрим, очень вкратце, хотя бы некоторые из возможных.



«Апгрейд королевства». Достаточно любимый в «родных» для мира листах вариант. Получается обычно в результате правления 2-3 дельных монархов подряд, которые мечом завоевателя и пером дипломата выкраивают стране и себе новые территории. Утратить всё полученное, кстати, вполне реально так же быстро — за срок правления 1-2 королей-неудачников, например. Отличительная черта таких империй — госуправление, заточенное под худо-бедно территориально, экономически и культурно единое королевство, с Очень большим скрипом поспевает за размахом владений. Даже в фэнтези-мире, с куда лучшими средствами связи, вице-короли и губернаторы отдельных удалённых провинций являются практически суверенными монархами. Даже самый верноподданный из них не успеет вовремя получить инструкции (не говоря уж про подкрепления), чтобы решить 90%, если не 99% своих проблем, а потому вынужден выкручиваться своим умом и своими ресурсами. Впрочем, губернаторы важных провинций иногда получают деньги — поскольку отдельному даже богатому региону (условный Неаполь или Брюссель) не по карману конфликт имперского масштаба. Получают деньги при этом (обычно) не вовремя, не полностью и не каждый раз, ибо конфликтов у империи много.


Армия тоже отражает «отставание по фазе» госмашины. Её основной и надёжнейшей силой является бывшая королевская армия — теперь, вдохновлённая победами и с имперскими ресурсами, и впрямь весьма неплохая.  Но её даже близко не хватает на все фронты, и большая часть войск — это набранные в новых владениях короны «молодые полки», «итальянские терции» и т.п. попытки подражания армии «старой». Плюс наёмники — обычно много и часто на постоянном или почти постоянном (так в имперских масштабах реально выходит дешевле) контракте... и с регулярными опозданиями с оплатой. Плюс местные союзники — ибо вице-короли физически не могут не впутаться в местные политические интриги, разумеется, чисто из государственных интересов! Так они и в мемуарах обязательно пишут.


Примерным историческим аналогом являются королевские Испания и Франция.Могла бы быть и Англия — но и Анжуйскую империю соседи сожрали, и Столетняя война не во всём удалась.


«Как-бы-империя». Говорят, что у германских лордов была милая шуточка ist der Kaiser absolut, bis er unser Wille tut. «Власть императора абсолютна, пока он исполняет нашу волю» (да, я в курсе, что есть вопросы к грамматическому построению фразы). Интересная и требовательная к игроку разновидность империи, где власть правителя (формально признаваемая всеми, даже бунтовщики идут в бой «против злых советников» императора) слаба, иногда до полной дистрофии... Но всё же за спиной агентов трона стоит укоренившаяся традиция, кое-какие ресурсы, привычка повиноваться у простонародья и живой интерес городов, которым «лучше один тиран в императорском дворце, чем по тирану в каждом рыцарском замке». Аккуратно, без резких движений (чтобы не отпугнуть поддерживающих правителя лордов), подтягивать порядок в империи, приучать всех постепенно к мысли, что вышеприведённая фраза кончается точкой после absolut — вот задача для любящего хитрые, с интригами и предательствами кампании игрока! 


Армия похожа на войска «королевской империи», только с лордами вместо вице-королей. Ядро из солдат феодальных владений правителя, войска союзных верноподданных (теоретически и данный момент) грандов, плюс наёмники. Последним платят обычно также неаккуратно, но держат на более расточительном коротком контракте.


Как подвид этой империи, есть у нас альтернативный армилист «эльфийской державы периода упадка», вдохновлённый поздним цинским Китаем. Внутренние тяжкие проблемы, забюрократизированное до артрита госуправление, элиты, живущие прошлой славой, достижениями абстрактного искусства да интриганством, деморализованное население — вот это вот всё. Вынужденное заимствование (бессистемно,«по кускам») идей и технологий у соседей-«варваров» (при отчаянном сопротивлении консерваторов), тем более, что у людей как раз вовсю цветёт военная революция. Религиозные секты, мятежи подчинённых королевств, включая вудов, сепаратизм.  Региональные варлорды с собственными (и отличными друг от друга; смотря что можно добыть на месте или закупить у соседей) армиями, только очень формально подчинёнными центру. Немногие сохранившие верность или боеспособность (это необязательно одни и те же части) правительственные войска из числа «воинов славного знамени»  — или коротко banner-elves, да. Аналоги «Всегда победоносной армии», созданные на деньги торговых гильдий с инструкторами-людьми/гномами. Пушки, каракки и эльфийские рондашьери прилагаются.


Правильная империя. Существует уже долгое время, скорее всего, пережила цикл «распад-объединение», и, возможно, не один. Все привыкли к тому, что такой порядок правильный и богоугодный (тем более, что периоды сильной центральной власти — это сначала расцвет экономики, торговли науки... и только потом коррупция, бешеные налоги и войны по всему периметру). Амбициозные честолюбцы чаще всего борются не за «отделимся и заживём» (хотя сепаратизм — обычно этнический или религиозный — существует), а за влияние при императоре. Ну, или сразу за трон. 


Для игрока начинающего это империя, наверное, самая простая для понимания и вхождения в реалии. Да, есть проблемы и враги внешние/внутренние, но есть и немалые ресурсы, и уровень повиновения центральной власти как раз такой, который большинство игроков от понятия «империя» и ожидает.


Армия, её основная сила, как правило — в той или иной степени постоянная. В зависимости от региона, уровня развития и военной традиции это могут быть призывники, наёмники на постоянном контракте или оплачиваемые государством военные сословия. Обычно имперскую армию принято рисовать умеренно сильной (как своего рода «базовый юнит», лучше которого, по распространённой игровой логике, any unit with a longer name). Также империи обычно не дают особо сильной конницы — тоже не совсем понятно почему, те же Великие моголы не поняли бы.





Статсы имперских войск расстраивают Императора Человечества. И не только в мире сорокотысячника.

Статсы имперских войск расстраивают Императора Человечества. И не только в мире сорокотысячника.



Это не то чтобы бесспорно. Учитывая уровень ресурсов, учитывая, что даже враги понимают, что у империи почти всегда при необходимости найдётся ещё армия — они должны быть достаточно сильны, и вполне себе угрозой соседям. Есть и наёмники (денег хватает), и союзные войска вассальных правителей. Последние, что интересно, игрок иногда получает «в нагрузку» — дело в том, что их призывают не только и не столько в силу особой воинственности, сколько как подтверждение влияния и власти императора над «младшими братьями-монархами». 


Если вкратце: авторы правил исходят из того, что империя не в периоде упадка должна быть серьёзнейшей военной силой, с войском не только многочисленным, но и в достаточной мере боеспособным. Хотя бы чтобы не странно было отыгрывать турок, китайцев или тех же могулов.


Империя «в глазах врагов». Также нередкое в фэнтези-мирах явление. Фракция, которая по своему устройству не совсем империя — или совсем не империя — но в определённых условиях может стать страшной угрозой. классическим примером в мире Л. являются орки. Да, кланы чаще сражаются между собой, чем с чужаками, но, к несчастью соседей, среди орков с досадной регулярностью появляется избранный богами вожак-объединитель, и получившаяся орда выходит вполне имперского размаха и даже более. Да и просто временный союз 2-3 великих кланов может сильно опечалить большинство фракций.


Вообще нелюдская империя — интересная тема, но её надо хорошо прописывать. Особенно если мы говорим об империи «правильной». Надо уделить серьёзное внимание объяснению, как они дошли до жизни такой. Гномы, например, обычно слишком замкнуты в себе. Даже если они объединяются с родственными карликами — это придётся хорошо прописывать: как, когда, почему. Не говоря уж про нелюбовь подгорного народа ко всем ландшафтам, кроме собственно гор, что для империи не вполне удобно. С эльфами несколько проще — высокомерное мессианство, свойственное остроухим в многих трактовках, вполне может подвигнуть их к созданию мощной державы с множеством вассалов/«младших братьев». В этом случае надо будет внимательно выдерживать баланс — поскольку обычно у эльфов статсы выше, чем у людей, есть явный риск на имперских ресурсах/численности получить в итоге армию совершенно непобедимую. Ну, или автор хотя бы должен именно это иметь в виду. В общем, думать надо. Больше обычного.


Ну, а в пару империям возьмём сегодня для контраста гоблинов. Родичи орков (здесь мы не оригинальничали), но слабее, проворнее и посообразительнее (по менее лестной версии — хитрее и трусливее). Как раса — весьма плодовиты, неприхотливы, слабо организованы (живут племенами и кланами, иногда объединяясь, временно, в конфедерации). По истории мира, и люди, и иные расы вполне успешно теснили гоблинов, загоняя в малопривлекательные экономически (и легко обороняемые) территории вроде болот, пустошей, гор и прочего. Казалось бы, это начало окончательной победы, но... Вышло всё по мудрости Виктора Цицероновича — «хотели как лучше, получилось как всегда». Зацепившись за удобные оборонительные рубежи, гобла бросила всю свою выдумку и немалое количество рабочих рук на создание неброских, но удивительно эффективных твердынь. Кровью порой умывались, с минимальным успехом, и люди с их артиллерией, и напичканные артефактами эльфийские рати,и несравненные мастера осад-гномы. 


Что ещё хуже. В той же глуши, куда вытеснили гоблинов, обитало и некоторое количество различных монстров. Кого-то так же изгнали с более населённых земель разумные расы, кто-то прятался от естественных врагов, кто-то просто обитал там. Беда (для прочих фракций) была в том, что с появлением гоблинов в одной зоне обитания с монстрами появились разом и небрезгливые их союзники, и мастера разведения-приручения тварей, и просто обильная кормовая база. Малочисленные монстры достаточно быстро расплодились, почти вымершие — восстановили до известного предела численность, и даже те, кого считали легендой, снова появились. Нередко — в составе гоблинских войск во время набегов. В общем, вместо вымирания и гоблы, и тварей — враги вынудили их объединиться и создать достаточно сильную, опасную фракцию.










Что касается ресурсов, общественной и военной организации — гобла остаётся фракцией достаточно примитивной, ближе всего к варварским народам. Созданная в глуши экономика (за неимением другого слова) позволяет гоблинским вождям как-то прокормить свои полчища, есть торговля, в основном меновая, но что-то большее... Постоянный доход невелик или отсутствует, экстраординарные доходы — военная добыча, если она есть. 


Войска — в основном (численно) племенное ополчение. Которое, разумеется, ополчение. Кроме него, у гоблинского вожака (обычно варлорда) есть его личная гвардия, и войска союзных вождей, той же оргструктуры. Природное проворство позволяет гоблинам выставлять множество неплохих стрелков (пращников, лучников, метателей дротиков). Он же их отчасти выручает в рукопашной — и, соответственно, всё вместе в скирмише. Но вот в столкновении отрядов всё достаточно грустно. Даже при численном превосходстве противник как правило оказывается тяжелее и вооружением, и буквально. Удержать даже вражескую пехоту низкорослым сухощавым гоблинам непросто, а уж разогнавшуюся тяжёлую конницу... И да, копья и различное древковое оружие (у личных «гвардейских» ватаг) помогают только отчасти. 





Отличная картинка, да. Хотя представить такое уже дрожь пронимает...

Отличная картинка, да. Хотя представить такое уже дрожь пронимает...



Та проблема, что в генеральном сражении гоблинам остаётся много страдать, была с ними всегда. Почему их и вытеснили в глушь, собственно. Но потом их туда вытеснили, и гобла радостно «прописала» в свои армии всех тварей, которых смогла уломать, подкупить, зачаровать или приручить. В общем, почти всех. Начиная от гигантских крыс (канонические боевые твари гоблинов), различных волков — и до великанов включительно. Категории у этих тварей разные, в зависимости от условий службы, от союзников до постоянной армии. Of sorts. Кстати, у гоблинов есть и уникальные «бесплатные»наёмники — твари, которых в их голодном крае нанимают «за еду». С точки зрения игрока — кубы, в зависимости от местности, определяют разнообразие и число доступных тварей. У монстров разная роль и тактические задачи, можно поиграть с построениями, но в целом — их основная функция есть компенсировать многочисленные слабости фракции в полевом сражении (а также подкручивать её возможности в скирмише). 


Кстати, гоблины не разделяют оркского предубеждения против пороха. Собственно, они всё пускают в ход, не до жиру. Создать отряды аркебузиров (пока?) не потянули, но та концепция, что порох + фитиль равно «Бум!!» гобле оказалась вполне доступна и даже согрела душу. Если удаётся раздобыть хоть бочонок-другой нелегальной меной или как трофей — их радостно пустят на бомбы и мины-ловушки. При осаде гоблинами укреплений гарнизон был уже не раз неприятно удивлён, когда их дикие враги с пугаюшей сноровкой выбивали взрывами ворота и решётки, сносили баррикады и частоколы. 


Гоблины и магия. Не тестили по новым правилам, если честно. Но, похоже, в фаворе у них будет магия вредоносная, ну, и шаманизм, естественно.


Как-то так,


Удачи 


 


Tags: фэнтези
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • (no subject)

    Техническое замечание. Тачскрин и вообще вещь капризная, а уж мокрый... Просто невероятно, сколько всего я последнее время, оказывается, перепостил,…

  • Тактическая карта: оружие и построения

    От глобальных вопросов перейдём к собственно сражениям, отрядам и всему прочему, ради чего большинство игроков за стратегии и берутся. Даже не…

  • Перелистывая старые книги

    Одно из моих невинных развлечений – поднимать иногда книги, запомнившиеся в подростковом возрасте. Недавно наткнулся на электронную, для телефона,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 9 comments