nai2008 (nai2008) wrote,
nai2008
nai2008

Category:

"Условные" страны и их армии. Обоз и обозники, ч.1.

Поскольку главы "Англия", "Франция", "Китай" и "Империя" пока что застопорились, на разных стадиях и по разным причинам, поговорим для разминки на "общую" тематику.

Напомню: речь в теге идёт о некоторых абстрактных, условных армиях той или иной страны, и об их отражении в фэнтези-мирах.

Обозная составляющая армий - тема самая что ни на есть общая. Как в том смысле, что обоз нужен всем, так и в том, что большинство авторов на эту тему, мягко говоря, плюют.

К сожалению, не сильно лучше с ней и у авторов исторических исследований. Редкие упоминания по разным книгам, плюс дотошные ван Кревельд с А.Линном - во и всё, что ВПС смог раздобыть. Плоды поиска и выкладываю, ту хум ит мэй би оф интерест.

Начнём с начала. Что такое «обоз»? Если совсем просто – грузы армии, плюс всё, что нужно для того, чтобы грузы эти вслед за армией плелись. Обычно «очень медленной скоростью» (С)«Джентльмены удачи».

Вот о второй части формулы, «всё, что нужно для» - сегодня и поговорим.


Грузы даже в условном фентезийном позднем Средневековье везут (сразу вычитаем телепорты, телекинезы и прочую теле-магию) либо на повозках, либо по рекам-озёрам на судах, либо вьюками. Что будет полезно знать о них при описании мира/армии?

1.Телеги. Самые типовые, используемые и крестьянами, и горожанами, четырёхколесные – логично предположить, что бОльшую часть повозок в обозе, если они там вообще имеются, должны составлять они. Интернет уверяет, что производятся до сих пор (в России – 6 заводов). Грузоподъёмность их, по разным авторам, пляшет, но в целом удалось найти следующую цифирь.
- Монтекукколи пишет, что лошадь может тянуть до 500 фунтов груза, т.е. 226 кг на каждую лошадь в упряжке, но тут же оговаривается, что в трудных походах (лёгкие походы вообще редкость, к тому же авторы миров обычно любят трудности – для своих героев) лучше ограничиться 300, 136 кг на лошадь.

- ван Кревельд упоминает, что груз в 100 «ластенов» муки и триста – фуража, (содержимое всего 9 кораблей) требовал для перевозки не менее 600 телег только для продовольствия. «Ластены» несколько неточная мера веса, но примерно это 2 тонны каждый, что даёт нам нагрузку в тонну на три каждые телеги. Число лошадей не упомянуто. В другом случае, в 1602 году в Брабанте, армию сопровождало 700 телег с 50 «ластенами» муки, что даёт нагрузку в 142 кило на телегу, ближе к рекомендованному Монтекукколи – 7 телег на тонну груза. Стоит отметить, что мука достаточно компактный и тяжёлый продукт, т.е. в принципе, на телегу её можно было бы, наверное, нагрузить и больше.

- Я.Хефф утверждает, что лаосская повозка (1 буйвол) везёт «на треть больше груза чем слон». По его собственным цифрам это должно нам дать груз воза в 150-175 кг.

Современные нормативы, кстати, куда выше. 750 кг. груза норма для одноконной и полторы тонны – для пароконной повозки. Почему так? ВПС, будучи полным чайником, всё же рискнёт предположить, что дело в следующем:

1) Прежде всего, хорошие – в сравнении со средними веками просто отличные – дороги. Даже сельские.

2) Кони современных крестьян и фермеров – это всё же (обычно) хорошо накормленные, ухоженные животные. В типичной армии периода военной революции таких коней взяли бы либо в конницу, либо пушки таскать, а в обоз шли в основном непригодные ни под седло, ни для артиллерии клячи. Кормили их тоже – как придётся, так что про ¾ тонны на лошадь, надо полагать, не всегда шла речь даже в контексте «с места сдвинуть».

3) Возможно, некую рояль играет и то, что телеги современные. Качественные синтетические масла вместо смазки дёгтем, детали фабричного производства, и всё в том же духе.



Кроме телег, использовались и меньшие по размеру, двухколёсные повозки. Они мобильнее, легче, несколько лучше по проходимости, но и грузоподъёмность их меньше. С учётом сказанного про качество коней в обозе, с учётом того, что французские армейские модели конца девятнадцатого века поднимали до 4 центнеров, положим 150-200 кило. Подобные повозки могут использоваться для перевозки боеприпасов, мобильных мастерских (для кузнецов, плотников и т.п.), войсковой казны или документов. Кстати о казне. Автор мира будет необычайно любезен, если учтёт, что монеты, особенно наиболее ходовые – медь и серебро – весят много и занимают много места. Скажем, по подсчётам Вуда, французский пеший полк в 10 рот силой ежемесячно должен был получать (хотя чаще не получал, конечно) 20 тысяч ливров. Скромный контингент в 5-6000 швейцарцев-ландскнехтов обходился казне в уже не столь скромные 70+ тысяч ливров. Добавляем то соображение, что часть веса и объёма даёт разменная монета.

В общем, малая повозка с казной имеет место на существование – мобильная, удобная, с лучшей проходимостью. Но, Бога ради, с казной ротной, максимум полковой – никак не всей армии.



Размеры телеги просто и на дороге. Тут беда. В силу недостаточной возвышенности предмета, авторы ничего не пишут. Всё, что удалось найти:

- обозная телега петровского времени: 4 аршина в длину, без оглобель, 2 ¼ - в ширину (2,84 и 1,6 метра), запрягалась четвёркой лошадей. Меньший по размеру и упряжке (2 лошади) патронный, а равно и гранатный ящик – 3 м. в длину с оглоблями и 1,6 м. в ширину.

- уже упомянутая лаосская телега, (кстати, крытая, самое то для перевозки продовольствия – если не иметь в виду его после первого дождя выкинуть). 2,1 метра в длину, 0,9 в ширину.

- французская малая повозка, модели 1874го и 88го года. 4,4 м. с оглоблей длины, колея полтора метра.

Полковник Марков даёт на 100 телег колонну в версту, т.е. каждая (видимо, четырёхлошадная) телега по 11 метров занимает на дороге. А.Н.Сабуров в партизанских мемуарах давал 5-7 метров дороги на телегу – и вот это уже, похоже 1-2 лошадные. Учитывая, что от автора мира требуется лишь правдоподобие, а не точность до миллиметра (читатели не звери) – эти цифры вполне, как кажется, достаточны.

Также не забываем, что с обозом идут и camp followers, числом «от 50% до 150%» комбатантов. Для масштаба и понимания объёма задач – обоз голландской армии в 1600 году (13000 пехоты, 2800 кавалерии, 37 пушек) растянулся на 16 км. Повторюсь: армии достаточно небольшой, дисциплинированной и хорошо организованной.



2.Грузоподъёмность кораблей различных классов известна лучше, тут авторам проще. Для экономии времени и места отметим, что даже малые суда могли вместить изрядно – всего 9 голландских судов провезли по рекам до 200 тонн муки и 600 – фуража (до 90 тонн на каждое). Но не надо и преувеличивать. Одно дело – везти муку, сыр и фураж, сваленные в трюмы до упора, другое – людей и коней, их навалом впритык до потолка не свалишь (разве что некромантских зомби). Так, упомянутую выше армию, с десятимильным обозом и тридцатью тяжёлыми осадными орудиями – вёз флот в 945 судов. Часть его, и, кажется, бОльшую, составляли боевые, а не транспорные корабли: линейные, сторожевики, разведчики, связные и т.д.


3.Как мы видели, грузоподъёмность телег зависит в том числе от состояния дорог, а равно и от их наличия. Если слово «дороги» – неоправданный комплимент, или их вообще нет, от слова совсем, то на помощь армиям (неизбежно меньшим, чем их коллеги, действующие в лучших условиях) приходит перевозка вьюками.
Главное их достоинство, сколько можно понять – проходимость. Мул или человек, даже с грузом, пройдут там, куда никакая телега и не сунется. На редкость высокая проходимость и у слонов – в джунглях, скажем.

Но за всё надо платить. Вьюками невозможно перевозить много - приведу лишь некоторые примеры:

- Слон. Не более 180 кг., а лучше 130, если верить Я.Хеффу. Подробнее тут

http://nai2008.livejournal.com/70970.html#cutid1

Некоторые источники дают бОльшую грузоподъёмность. Впрочем, К.Носов в оспреевке справедливо напоминает, что – как и с лошадьми – в принципе слон может тянуть и побольше, но лучшие и сильнейшие не грузы носят, а предводителей и элиту. Воюют, короче говоря. К тому же не забудем, что в ответах на вопрос: "сколько слон может поднять", "сколько слон может проносить несколько часов (во время сражения, к примеру)" и "сколько слон в состоянии нести, многие дни и недели, по дорогам разной степени отсутствия (у нас какбы поход, нес па?)" - цифры будут стоять разные.

- Буйволы. 40-45 кило (Я.Хефф, там же),

- Мулы. Интернет уверяет, что вьючный мул, весом 300-400 кило, развивает «тяговое усилие… 18—20 % от их веса», т.е. 50-80 кило, но это, видимо, в телеге. Вес вьюков можно смело делить пополам.

- Лошадь. Встречал упоминания 100 и 120кг. вьючной нагрузки.

- Люди. Норматив «кантонского корпуса кули», он же «бамбуковые винтовки» - 60 фунтов (27 кг) на человека. Грузы несли, подвесив на бамбуковом шесте на плечах, по двое.

Вот как-то так. Во второй части, думаю, стоит поговорить, сколько и чего армии нужно, и что из этого реально везти с собой.

Успехов,

ЗЫ. В комментариях много интересных уточнений, за что всем авторам отдельное и общее спасибо.

ЗЗЫ. Мною незаслуженно забыта описанная Вудом телега французского артиллерийского обоза. 2 колеса, 4 лошади, тысяча фунтов груза.
Tags: "условные" страны и их армии, военная история, история
Subscribe

  • Поставки левака и халтуры как ирония истории

    Если верить Хеффу, в конце XIX века Европу буквально заполонили хитрые китайские покупатели и их посредники. Империя модернизировала армию, и…

  • О свободных выборах

    В 1172 Генрих Второй писал по поводу выборов епископа Виндзорского "повелеваю провести избрание честно, но запрещаю избирать иного епископа, кроме…

  • Интересное двоемыслие

    Обратил внимание, что Трампа за решительность и честность ("пацан сказал - пацан сделал") много и горячо хвалят авторы, которые, судя по прежним…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 39 comments

  • Поставки левака и халтуры как ирония истории

    Если верить Хеффу, в конце XIX века Европу буквально заполонили хитрые китайские покупатели и их посредники. Империя модернизировала армию, и…

  • О свободных выборах

    В 1172 Генрих Второй писал по поводу выборов епископа Виндзорского "повелеваю провести избрание честно, но запрещаю избирать иного епископа, кроме…

  • Интересное двоемыслие

    Обратил внимание, что Трампа за решительность и честность ("пацан сказал - пацан сделал") много и горячо хвалят авторы, которые, судя по прежним…